Главная / Статьи / Циклы статей / Производство гидротехнических работ / Глава 2.

Внутрипостроечный транспорт и дороги

Под внутрипостроечным транспортом в строительстве принято понимать комплекс транспортных средств в совокупности с инженерными сооружениями, предназначенный для непосредственного обслуживания строительных и монтажных работ, выполняемых при возведении объектов строительства. Сюда относятся: транспортировка грунтов при разработке карьеров и котлованов сооружений, подача материалов на карты отсыпки или карты намыва при возведении плотин из грунтовых материалов, транспортировка бетонной смеси от бетонного завода к блокам бетонирования, арматурных конструкций и опалубки, металлических и железобетонных конструкций, механического, гидросилового и электротехнического оборудования от складских и монтажных баз к местам установки.

Годовые объемы технологических перевозок на строительстве крупных гидроузлов достигают десятков миллионов тонн. Например, при строительстве ГЭС в год максимального развития работ объем технологических перевозок достигал 9 млн. т в год, Са-яно-Шушенской-18 млн. т, Чарвакской-19 млн. т, Нурекской - более 24 млн. т. Стоимость транспортных и погрузоразгрузочных работ составляет 20-25% общей стоимости строительства, а объем трудовых затрат достигает 35-40% общей трудоемкости строительно-монтажных работ. Приведены фактические объемы технологических перевозок и их стоимость, включая погрузоразгрузочные операции, по некоторым построенным и строящимся гидроузлам.

Приведенные данные показывают большую значимость технологического транспорта в формировании стоимости строительства и его основных показателей. Поэтому выбору рациональных схем доставки грузов, механизации погрузоразгрузочных работ, выбору типа транспортных средств, а также вопросам эксплуатации транспортных средств и коммуникаций придается большое значение.

Организация технологического транспорта

Здесь же следует добавить, что в организации технологического транспорта имеются большие резервы, использование которых может обеспечить значительную экономию финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

В гидротехническом строительстве в качестве технологического транспорта используют автомобильный, железнодорожный, водный, конвейерный, гидравлический, пневматический и канатные дороги. Применение транспорта каждого вида определяется проектом организации строительства и проектом производства работ и зависит главным образом от характера строительного процесса, вида перевозимых грузов, рельефа местности и некоторых других факторов. При сложившихся в системе гидротехнического строительства методах организации и производства работ в общем объеме технологических перевозок на долю автомобильного транспорта приходится более 90%, гидравлического-6-8%, железнодорожного- 1-2% и на транспорт остальных видов - около 1%.

Наибольшее распространение в гидротехническом строительстве автомобильного транспорта объясняется его высокой маневренностью, гибкостью транспортных схем, возможностью обслуживания практически всех технологических процессов строительства.

Железнодорожный транспорт в условиях гидротехнического строительства не получил широкого распространения из-за низкой маневренности и негибкости транспортных схем, сложности прокладки трасс железнодорожных путей, требующих значительных радиусов закругления и ограничений по величине продольных уклонов, потребности в значительных горизонтальных площадках для размещения сортировочных станций и погрузоразгрузочных путей. В качестве технологического железнодорожный транспорт использовали для подачи заполнителей из карьеров на склады бетонного хозяйства.

А также для подачи бетонной смеси от бетонных заводов к блокам бетонирования, перемещения арматурных и металлических конструкций, опалубки и других изделий и материалов на Волжских ГЭС, Каховской ГЭС и некоторых других, построенных на равнинных реках европейской части страны. Подавляющее большинство гидроузлов, сооружаемых в настоящее время в горных районах Средней Азии и Кавказа, районах Сибири и Дальнего Востока, из-за сложности рельефа и удаленности от существующих железнодорожных магистралей не имеют в своем составе даже подъездных железнодорожных путей.

Гидравлический транспорт применяют для перемещения грузов при разработке их способом гидромеханизации. Транспорт этого вида достаточно широко распространен при возведении грунтовых намывных сооружений. К его преимуществам относится то, что он является составной частью технологического процесса разработки, доставки и укладки грунта в сооружение, не требователен к особенностям рельефа местности; прокладка и монтаж трубопровода для гидротранспорта не требуют значительных затрат времени и трудовых ресурсов. В последние годы начинает получать развитие гидротранспорт с применением так называемых шлюзовых аппаратов.

Ленточные конвейеры применяют в основном в качестве внутризаводского технологического транспорта на гравийно-сортировочных и дробильно-сортировочных фабриках, бетонных заводах, иногда для транспортировки песчано-гравийной смеси от карьера к сортировочной фабрике, для транспортной связи складов заполнителей сортировочной фабрики и бетонного завода. В отдельных случаях ленточные конвейеры использовали для транспортировки бетонной смеси от бетонного завода к бетонным сооружениям (Красноярская ГЭС). В последние годы ленточные конвейеры с шириной ленты до 2000 мм начинают применять для транспортировки горных пород из карьеров к картам отсыпки при возведении каменно-набросных и каменно-земляных плотин. Длина таких линий достигает 10 км и более, а производительность одной линии-8-12 млн. м3 в год.

Водный транспорт в силу специфики гидротехнического строительства используется практически на каждом строительном объекте. В одних случаях он служит для связи берегов реки: катера, паромные переправы; в других с его помощью осуществляется доставка песчано-гравийной смеси, заполнителей, фильтровых и каменных материалов из карьеров в район строительной площадки. С помощью водного транспорта осуществляются отсыпка подводной части плотин, сооружаемых из грунтовых материалов, крепление подводной части русл рек и целый ряд других работ.

Канатные дороги применяют в основном в труднодоступных горных районах, где прокладка других транспортных линий оказывается либо нецелесообразной, либо просто невозможной, а иногда для преодоления речных водотоков, как это было при строительстве Волжской ГЭС имени XXII съезда КПСС, когда для подачи заполнителей с одного берега Волги на другой была построена канатная дорога.

В последнее время начинают получать развитие такие виды высокопроизводительного транспорта, как трубопроводный контейнерный пневмотранспорт и конвейерные поезда.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Порядок разработки и содержание проектов производства работ
 СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>
Автомобильный транспорт
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,0042 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑