Главная / Статьи / Циклы статей / Искусственное освещение помещений: особенности, типы, приемы и примеры / Глава 3.1

Психологическое восприятие цвета человеком

Для восприятия человека очень важны его отношение к цвету и те, часто неосознанные, ассоциации, которые возникают у него при виде одного или другого цвета. Если какие-то сочетания цветов большинство людей классифицирует как приятные и неприятные, «выступающие» и «отступающие», какие-то сочетания символизируют некие события или идеи, то в расчетах эта сторона вопроса, естественно, отсутствует, хотя именно с ней художник считается в первую очередь.

Психологическую сторону восприятия человеком цвета можно обобщить так: действие цвета на человека зависит от яркости этого цвета, его насыщенности и цветового контраста между ним и фоном; от формы и величины цветной поверхности, угла, под которым она видна, и, наконец, от ассоциаций. Поэтому для оценки цветового решения многоцветной композиции важен не отдельный цвет, его яркость и насыщенность, а соотношение цветов.

К этой категории нужно отнести и воздействие света ламп на цвет.

Отношение человека к цвету определяется характером биологического воздействия данного электромагнитного излучения на организм и зависит от длины волн и их частоты. Поэтому и возникают такие оценки цветов, как возбуждающие (длинноволновые - красный, оранжевый, отчасти желтый), нейтральные (средневолновые - желто-зеленый) , успокаивающие (средневолновые - зеленые), беспокоящие (коротковолновые - синие), угнетающие (крайние из видимых, коротковолновых). По утверждению врачей, длинноволновые цвета большой яркости повышают давление, ускоряют пульс, учащают дыхание; коротковолновые средней яркости наоборот, понижают давление, замедляют пульс и дыхание.

Для каждого цвета характерна определенная яркость. Под влиянием освещения изменяется не только тон и оттенок цвета, но и его яркость. Цвета одного тона, но различной яркости кажутся различными: желтый и коричневый, например, это один цвет, имеющий различную яркость.

Как правило, каждый цвет соседствует с каким то другим; согласованные при одном свете, они по-разному изменяются при другом, в результате чего цветовые сочетания нарушаются. В каждом случае цвет реагирует на соседний по-другому. Поскольку цветовые контрасты бывают яркостные (светлотные) и хроматические, любое изменение хотя бы одного из компонентов ведет к разрушению всего контраста.

Таким образом, архитектурно-художественное значение цвета заключается не только в его декоративности он имеет психологическую нагрузку, а, значит, и содержание. Цвет придаст интерьеру большую выразительность, помогает организовать пространство и планировку группы взаимосвязанных помещений. Как и при яркостном контрасте, цвет определяет оценку человеком структуры помещения, его габаритов, места и габаритов ограждающих поверхностей, архитектурно-строительных элементов и др. Так, «выступающие» цвета как бы выдвигают предмет, окрашенный ими, «отступающие» зрительно отодвигают его. Светлое пятно на темном фоне кажется большим, чем в действительности, темное на светлом меньшим. Светлый и яркий цвет, как и большая яркость в бесцветной композиции, «облегчает» предмет; темный и черный цвет, как и затемнение, «утяжеляют» его.

Окраска торцовой стены в теплую гамму зрительно укорачивает помещение, и чем больше насыщенность теплого цвета, тем короче оно кажется.

Окраска продольной стены в холодную гамму зрительно расширяет помещение, но цвета должны быть слабой насыщенности. Увеличенная яркость светлого «холодного» потолка зрительно повышает помещение. Теплый, довольно интенсивный цвет пола уменьшает расстояние между полом и потолком.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Цвет в освещенных искусственным светом помещениях
 СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>
Соотношения яркости в интерьере
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,007 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑