Что представляет обычный человек, когда впервые слышит о CRM? Лично для меня это какая-то непонятная западная вещь, до которой нам еще далеко.На самом деле, это очень важная система, которая может помочь бизнесу раскрутиться.
CRM - дословно переводится как система управления взаимоотношениями с клиентом. То есть это программа, которая собирает информацию о клиентах и историю взаимодействия с каждым из них. Это позволяет делать первые шаги в общении с клиентом.
Клиент отправил заявку на сайте: ввел имя, фамилию, адрес электронной почты. Система автоматически сохранит эти данные, и у пользователя появится собственная карточка клиента. После этого менеджер свяжется с клиентом по данным из карточки.
Пример: В компании по продаже офисной бумаги работает 2 менеджера. Раньше на обработку одной заявки уходило в среднем 20 минут: 5 минут – разговор с клиентом, 10 минут – разбор коммерческого предложения и 5 минут – на последний звонок с окончательным решением. После внедрения CRM-системы время обработки заявки сократилось до 10 минут. Теперь все заявки обрабатываются автоматически. Менеджерам остается только позвонить клиенту для окончательного решения. Так если 2 менеджера за рабочий день обслуживали примерно 50 клиентов без CRM-системы, то благодаря внедрению CRM количество обрабатываемых заявок увеличилось вдвое. Так компания сократила затраты на зарплату.
При выборе CRM-системы в первую очередь нужно опираться на ее возможности и на необходимость для конкретного бизнеса.
Какие бывают CRM-системы
При выборе CRM-системы в первую очередь нужно опираться на их возможности и на необходимость для конкретного бизнеса.
Выбирайте CRM-системы исходя из потребностей. Если вам нужно просто собирать данные о пользователях, то не стоит покупать самую дорогую систему. Из-за этого вы не только потеряете много денег, но и потратите время на освоение навороченной программы.
В качестве примера можно рассмотреть программу для строительства Мегаплан, которая предлагает интересные решения по автоматизации строительного бизнеса с помощью CRM системы (подробнее здесь: crm система для строительной организации).
Размещение CRM
Любая CRM может размещаться на собственном сервере и в облаке.
Когда вы размещаете CRM-систему на своём сервере, вам станет доступен ряд возможностей, например изменение кода продукта, создание корпоративного дизайна, собственный порядок цепочек взаимодействия. Но и обслуживать такую систему гораздо дороже, чем облачную.
Если размещать CRM в облаке, то доступ к системе будет осуществляться онлайн через браузер. Здесь не будет возможности изменения программного кода продукта, но при этом не нужен будет свой программист в штате. Малый бизнес в основном использует облако, так как и мороки меньше, и выходит дешевле.
CRM-полезный инструмент, но чтобы система начала оптимизировать затраты, нужно овладеть программой и настроить ее под свой бизнес.