Предприятие «КамАЗ» на базе производимых им грузовых автомобилей выпускает большое количество разнообразной специализированной техники. Один из ее видов – это сортиментовозы, задача которых – вывоз с территории, где производится вырубка леса, подготовленных к транспортировке бревен, очищенных от ветвей, подобранных по диаметру и по длине. Такие бревна в лесозаготовительной отрасли называются сортиментом, поэтому и транспорт для их перевозки получил название «сортиментовозы». Поскольку условия работы данного транспорта предполагают перемещение по временным лесным дорогам, по пересеченной местности и часто вообще без подготовленных дорог, основное требование к базовому шасси под сортиментовозы – это вездеходность.
Поэтому автопредприятие использует для создания сортиментовозов такую свою продукцию, как «КамАЗ-53288», «КамАЗ-43118» и «тяжелое» шасси «КамАЗ-65224». Колесная формула 6 х 6 автомобилей с полным приводом на все три оси обеспечивает повышенную проходимость, вполне достаточную для нормальной работы сортиментовозов в лесных условиях при любой погоде.
Что такое сортиментовоз
На усиленном шасси грузовика устанавливается лесовозная сварная платформа, на которой монтируются коньки – П-образные мощные конструкции из стального профиля, укрепленные концами вверх. Они служат ограничениями для уложенных на платформу бревен и позволяют загрузить на автомобиль целый штабель двухметровой высоты подготовленного сортимента. Кабину водителя при этом защищает от случайного сдвига бревен вдоль оси автомобиля прочное стальное решетчатое ограждение.
Часто на заднем срезе платформы устанавливают кран-гидроманипулятор соответствующего типоразмера по грузоподъемности и по вылету стрелы. Используя этот кран, можно легко и быстро поднимать бревна специальным захватом с гидравлическим приводом и укладывать их на площадку между коньками. Поскольку сортиментовоз – это не самосвальное транспортное средство, использование крана-манипулятора позволяет упростить также и разгрузку бревен. Часто прицепы-сортиментовозы используются в составе с БКМ на базе КамАЗ.
Установка крана на заднем срезе грузовика особенно удобна, если он используется в составе автопоезда, буксируя за собой прицеп, также оборудованный для перевозки сортимента лесовозной платформой и коньками. Кран успешно заполняет бревнами не только площадку тягача, но и площадку прицепа. Если использование сортиментовоза предполагается только без прицепа, кран-манипулятор может быть установлен спереди, между кабиной и защитной сеткой переднего борта.
Сортиментовозы КамАЗ пользуются в лесозаготовительных предприятиях большой популярностью благодаря высокой надежности базового шасси, мощному дизельному двигателю, комфортабельной кабине. Большое значение имеет также возможность с равным успехом передвигаться как по бездорожью, так и по дорогам с покрытием общего назначения, не нанося асфальту никаких повреждений.