Главная / Статьи / Циклы статей / Искусственное освещение помещений: особенности, типы, приемы и примеры / Глава 1.5

Яркостные контрасты и их восприятие человеком

Затемнение некоторых участков помещения зрительно расчленяет его объем; затемнение отдельных архитектурно-строительных элементов или предметов оборудования и убранства, так же как и наличие больших пятен света, зрительно изменяет внутреннюю планировку помещения; затемнение участков архитектурной формы зрительно «сминает» ее и она не читается, т. к. в затемненных местах цвета изменяются (а не становятся темнее); наличие теней изменяет цветовые соотношения в интерьере.

Иллюстрацией влияния тени на композицию и пластику архитектурного элемента может быть лепной пояс станции Московского метрополитена

«Арбатская». При проектировании многочисленных полочек и лепных гирлянд, обрамляющих светильники, не было учтено, что эти светильники будут источниками световых потоков, из-за чего от раскреповок и лепки будут тени. Когда светильники зажглись, тени «смяли» всю пластику и от так тщательно прорисованного, важного в данной композиции элемента осталась лишь невыразительная полоса.

Пятно света и тень читаются только тогда, когда их окружение имеет противоположную им яркость. Сочетание света и тени светлых и темных мест в освещенном помещении главное среди явлений, вызванных светом; впечатление от помещения предрешают именно распределения в нем яркости. Здесь важны их абсолютная и относительная величина, расположение, соотношение с яркостью фона и с самой темной поверхностью в помещении. Это сочетание различных по яркости мест в освещенном интерьере называется яркостным контрастом. Он является основой влияния света на восприятие освещенного помещения; именно его в первую очередь воспринимает глаз человека, от него, по его подсказке, глаз рисует картину увиденного.

Не касаясь гигиенического и экономического аспектов значения яркостных контрастов, рассмотрим их эстетическое значение в архитектуре интерьера. Оно заключается в том, что в большой степени именно от них зависит восприятие человеком не только внешнего вида рассматриваемого помещения, но и, что особенно важно, его сущности. Причина в том, что мы по-разному представляем себе в пространстве интенсивно освещенные и затененные места: как уже говорилось, первые обычно зрительно удаляются или даже исчезают, вторые приближаются.

Поэтому структура и конструктивно-тектоническая основа сооружения смотрится как нечто цельное лишь в двух случаях: когда все элементы конструктивной схемы имеют одинаковую яркость или когда яркостные контрасты расположены в соответствии с распределением нагрузок в этой схеме.

Поскольку человек визуально воспринимает мир в большой степени через яркостные контрасты, для интерьера их качество особенно важно. Здесь нужны определенные условия: восприятие яркостных контрастов зависит от интенсивности окружающего освещения (т. е. яркостной адаптации, о которой уже говорилось), характера освещения рассматриваемого объекта и расстояния, на котором данный контраст должен читаться.

Характер освещения рассматриваемого объекта заключается в том, что яркостные контрасты дают возможность рассмотреть объемы и их детали, прочесть форму только в том случае, когда расположение на ней светлых и темных мест более или менее привычно. Таким привычным является следующее: более светлое пятно находится на выпуклости или поверхности, расположенной ближе к зрителю, затем следует переход светлого в затемненное место резкий или плавный в зависимости от характера рельефа, затем падающая тень и фон. Рисунок градаций яркости вызывает представление о знакомой форме.

Расстояние, на котором должен восприниматься данный контраст, имеет для художника огромное значение, т. к. именно оно диктует величину контраста, а значит, и особенности освещения. Резкий контраст (около 1:5), хорошо воспринимаемый на большом расстоянии, груб вблизи, восприятие его затруднено; кроме того, он может сбивать масштаб и пространственную композицию, зрительно увеличивая поверхность, на которой находится, и «приближая» ее. Мягкий контраст (около 1:3) хорош вблизи, но при рассмотрении издали не выявляет, ни саму форму, на которой находится, ни пространство.

Нужно помнить, что в первую очередь именно от яркостных контрастов в помещении зависит восприятие трехмерности его пространства.

Исследования подтверждают, что лучшее впечатление достигается распределением яркости, принцип которого соответствует принципу распределений яркости в природе снизу вверх. Потолок должен иметь наибольшую яркость: считается, что он должен быть ярче стен в 3-10 раз.

Мерой яркостных контрастов обычно принимается отношение разницы между яркостями фона В объекта В0 к яркости фона. Резкие яркостные контрасты не улучшают видимости деталей, а только создают условия для их рассмотрения издали (например, рельеф на балконах театрального зала).

Гигиенические пределы яркостных контрастов ограничены нормами, а художественные оставлены на усмотрение авторов интерьеров. Поскольку архитектору по чертежам трудно представить распределение яркостей, нередко яркостные контрасты в законченном строительством помещении создают неожиданные, а иногда и нежелательные эффекты.

В помещениях общественных зданий распределение яркостей обычно неравномерно, но оно не превышает гигиенические пределы. Из-за этого потеря остроты зрения и ее восстановление проходят очень быстро, и яркость адаптации определяется, главным образом, яркостью рассматриваемой в данный момент поверхности. Следует помнить, что контрастная чувствительность глаза больше при большей окружающей яркости (30 кд/м2) и становится меньше при ее уменьшении. Поэтому светлая деталь на темном фоне менее различима, чем та же деталь на фоне средней яркости; но чем сложнее форма, тем больший контраст нужен для ее рассмотрения.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Пятна света - яркие места и тени
 СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>
Три важных предельных значения яркостных контрастов
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,0038 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑