Неупорядоченные и упорядоченные яркостные контрасты
Все обусловленные освещением яркостные контрасты, независимо от их величины и места, можно разделить на неупорядоченные, т. е. непредвиденные при проектировании интерьера, и упорядоченные.
Неупорядоченные яркостные контрасты, художественное влияние которых на восприятие помещения не учтено заранее, обычно изменяют задуманное автором соотношение светлых и темных мест в помещении. Это «разбивает» или, в лучшем случае, изменяет его внешний вид: ведь все видимое мы воспринимаем как сочетание светлых, темных и цветных пятен различной конфигурации, а также линий. Они складываются в объемы, объемы в сложную плоскостную пли пространственную картину, а все вместе создает представление о пространстве и его структуре. Изменение соотношений пятен, вызванное изменением освещения, воспроизводит в нашем представлении другую картину.
Наличие в помещении неупорядоченных яркостных контрастов либо создает в интерьере пестроту темных и светлых пятен, случайно возникших в данных местах, либо показывает помещение так, как автор совсем не хотел бы его показать - яркостные контрасты подчеркивают неудачные места и затушевывают хорошие.
Упорядоченные яркостные контрасты, в которых предусмотрена разность яркостей согласно замыслу автора, создают в нужных местах светлые и темные пятна. Это художественно оправданные яркостные контрасты, которые дают возможность наиболее полно выразить заложенную в проекте мысль. Такая группа упорядоченных и предвиденных яркостных контрастов состоит из контрастов двух видов: выявляющих особенности существующей архитектуры пространственной композиции, декора и пр., и яркостных контрастов, создающих иллюзорные особенности архитектуры. Контрасты первого вида помогают архитектору показать задуманное, а зрителю его прочесть и запомнить.
Примером, где наличие яркостных контрастов способствует выявлению заложенного в проекте архитектурного решения, может служить станция московского метро «Динамо». Здесь имеется редкое соответствие приема освещения приему архитектурной композиции: свет помогает хорошо выявить основную особенность интерьера-распалубки свода. В приведенном примере свет включается в композицию как ее элемент.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Три важных предельных значения яркостных контрастов | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Задачи освещения помещений и методы их решения | |
<< Содержание >> |