Главная / Статьи / Циклы статей / Искусственное освещение помещений: особенности, типы, приемы и примеры / Глава 1.9

Зрительные иллюзии в интерьере

Иллюзорный внешний вид интерьера создается резкими и большими по площади яркостными контрастами, возникающими в двух случаях: из-за освещения частей ограждающих помещение поверхностей или архитектурно-строительных элементов, а также при расположении на ограждающих помещение поверхностях или архитектурно-строительных элементах пятен света, противоречащих распределению нагрузок в конструктивной схеме помещения. Это создает впечатление пространственной деформации поверхности, на которой находится контраст, или вносит зрительные коррективы в статическую схему, часто в корне «изменяющие» ее. Из-за этого создается ошибочное представление о композиции, структуре и габаритах помещения, о месте, габаритах и особенностях освещенных элементов, что и определяет зрительную оценку всего интерьера.

Такая группа яркостных контрастов дает архитектору возможность «исправить» впечатление в интерьере от того, что в действительности неисправимо, и создать несуществующее, но крайне желательное: например, иллюзорно повысить низкое помещение, расширить его, снять с него тяжесть (что необходимо в подземных сооружениях), в безоконном помещении создать впечатление яркого солнечного дня «за окнами». Такие иллюзорные изменения могут казаться настолько реальными, что человек принимает их за действительные.

Возникающие в результате особенностей яркостных контрастов иллюзорные изменения реальной сущности помещения (его инженерной основы, трактовки пространства, архитектурной и художественной специфики) являются разновидностью зрительных (оптических) иллюзий. Этот тип иллюзий возникает в помещении при определенных условиях освещения: при рассматривании не самих предметов или архитектурных форм, а распределений яркостей, характерных для других архитектурных форм. Они как бы наложены на действительно существующие предметы, имеющие менее интенсивные градации яркости. Зрительные иллюзии вносят в помещения эмоциональную насыщенность одновременно влияя на восприятие самой его тектоники, конструктивной основы, принципов организации, декора.

Рассмотрение физической стороны вопроса помогает понять, что в иллюзиях заставляет верить им и видеть показанное ими, а не то, что есть в действительности.

Хотя зрительный процесс очень тесно связывает человеческое сознание с внешним миром, в нем заключается возможность и для неправильного видения, т. е. неправильной трактовки мозгом информации глаз в силу каких-либо причин (прежде всего - сложности обстановки). Следовательно, может быть создана ситуация, при которой человек увидит окружающее не таким, каким оно есть в действительности, а таким, каким подсказывает ситуация.

Зрительные иллюзии не только светотехническая, но эстетическая и психологическая категория. Они издавна используются в архитектуре для эмоциональной окраски экстерьера и интерьера сооружений, акцентирования главного в них, для зрительного исправления впечатления от всего сооружения, отдельного помещения, детали.

Среди различных зрительных иллюзий архитектору важны две разновидности, которые условно, в соответствии с их спецификой, можно назвать живописными и пространственными. Живописные возникают при интенсивном освещении помещения или отдельных его участков, но слабых яркостных контрастах; в пространственных зрительных иллюзиях яркостные контрасты являются основой именно они создают зрительное изменение пространства, тектоники, архитектурной формы.

Живописные иллюзии, влияя на «настроение» помещения, преображают его внешний вид, изменяют ощущение пространства, а при определенных условиях делают его как бы динамичным (например, «струящийся» столб света от окна в куполе римского Пантеона). Не изменяя впечатления от структуры помещения, они создают, в основном, декоративные эффекты или придают имеющемуся декору (в частности, живописи) эмоциональную напряженность. С помощью света и цвета интерьер приобретает жизнь: благодаря игре света и теней краски начинают трепетать, оживляют помещение и определяют эмоциональную обстановку. Вспомним интерьеры древних египетских храмов, ранее христианских и византийских церквей с их фресками и мозаиками (особенно на золотом фоне), Айю- Софию и др.

В архитектурной практике в последнее время применяют еще один тип зрительных иллюзий, который можно отнести к живописным, иллюзии различных рельефов и фактур, создаваемых сочетанием света и теней. Для этой группы иллюзий важен не только яркостный, но и цветовой контраст. Яркостные контрасты здесь велики (порядка 1:4-1:5), но занимаемые ими участки незначительны и являются просто декором поверхности, на котором расположены.

Пространственные иллюзии часто нарушают взаимосвязь между приемом ограничения пространства, конструктивно-функциональной основой помещения и архитектурной формой. Навязывая зрителю свою, не существующую в данном случае, а иногда и нереальную, архитектуру, они оказывают воздействие на трактовку пространства, предопределяя восприятие структуры и архитектуры помещения.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Задачи освещения помещений и методы их решения
 СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>
Степень ощущения насыщенности помещения светом
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,0036 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑