Цвет в освещенных искусственным светом помещениях
Понимание того, как свет влияет на отдельный цвет и сложную цветовую композицию, следует из утверждения, что цвет всякого предмета слагается из двух компонентов: цвета, в который предмет окрашен, и цвета освещающего его света. Так, белая гипсовая фигура, освещенная красным светом, кажется красной, зеленым кажется зеленой и т. д. Свет и цвет имеют одну физическую сущность: ощущение от сочетания волн небольшого участка электромагнитного поля человек воспринимает как свет; ощущение, вызванное отдельно каждой вольной, называют цветом, цветовым тоном.
Измерение цвета и его расчеты
Видимый участок электромагнитного излучения условно делится на 7 неравных частей, называемых по доминирующей группе волн красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим и фиолетовым цветом. Один цвет незаметно переходит в другой. Человек видит их неодинаково лучше всего желто-зеленый, хуже края солнечного спектра, особенно сине-фиолетовый. Так, для получения одинакового зрительного ощущения мощность излучения оранжевого цвета должна быть в 2,5-3 раза больше мощности желто-зеленого, синего в 12 раз, темно-фиолетового в 25-30 раз.
Для характеристики цвета введено несколько показателей, выявляющих их количественные и качественные особенности.
Качественный показатель - цветовой тон, выражающий качество цвета, его отличие от другого: красного от синего, желтого от фиолетового, и т. д. символ длина волны измеряемая нанометрами (нм).
Количественные показатели:
- чистота цвета, его приближение к одноименному цвету из спектра, Р%;
- яркость цвета, показывающая его отличие от серого, имеющего такую же светлоту (как всякая яркость, она обозначается буквой В.
- количество цвета - характеристика величины ощущения цвета, показывающая степень его психологического воздействия на человека. Его величина зависит от многих факторов: насыщенности цвета, размера (углового) и яркости цветной поверхности, их соотношения с фоном, на котором рассматривается этот цвет, степени адаптации глаз и т. д. Также, количество цвета - это предельная величина цветового пятна, вызывающая утомление глаза, цветовую адаптацию. В ее результате чувствительность глаза к цвету падает: скорее и сильнее всего к синему, слабее и медленнее к зеленому.
Эти показатели дают возможность вести точные расчеты цвета и его измерение, которые должны делать светотехники в отдельных, особо сложных случаях. На самых начальных стадиях решения цветовой композиции интерьера архитекторы должны представлять ее не только при дневном свете, но и учитывать характер влияния на нее света различных ламп искусственного света. Это неизмеримо повысит качество освещенных искусственным светом интерьеров, а в процессе проектирования будет служить основанием для требования применять определенный тип ламп.
Измерение цвета и его расчеты с помощью специальных цветовых атласов и графиков вносят в работу с цветом систему и точность; но при всей их точности они не могут полностью передать человеческого восприятия цветовой композиции и поэтому для архитектора расчеты цвета только вехи в цветовой композиции.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Матовые поверхности в интерьере | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Психологическое восприятие цвета человеком | |
<< Содержание >> |