Изменение яркости цвета с изменением освещенности
Восприятие «местного» цветового контраста такое же, как и «местного» яркостного: цветную деталь, плоскость и замкнутый объем человек чувствует по-разному. Так, одна и та же комната со стенами темного цвета кажется намного меньшей, чем со светлыми стенами. Но цвет несет большую психологическую нагрузку, чем яркость, и его восприятие намного сложнее. Например, если темное, мало насыщенное светом помещение просто неприятно, то в восприятии темного цветного помещения есть нюансы: помещение с синими стенами неприятно и беспокоит, с фиолетовыми угнетает, пурпурными возбуждает и тревожит.
С увеличением освещенности изменяется яркость цвета, а с ней часто и сам цвет, т. к. всякое искажение цвета объекта может быть результатом изменения спектрального состава его окраски и изменения яркости.
На восприятие цвета влияет не только абсолютная яркость (яркость самого объекта), но и относительная, зависящая от яркости окружения. Цвет окрашенного объекта «сереет», если его яркость больше яркости окружения.
При очень большой яркости фона почти все цвета темнеют, при очень малой яркости окружения изменяется не только яркость некоторых цветов, но и сами цвета. Так, днем красный цвет ярче синего, но вечером (в сумерки) он кажется почти черным, тогда как синий светлеет, делаясь почти голубым, и, серея, гаснет только тогда, когда становится совсем темно и красный давно стал черным. Это подтверждает, что контрасты цвета могут очень сильно изменяться не только из-за изменения спектрального состава цвета, но и в результате изменения их яркости. Исследования показывают, что при повышении яркости длинноволновые цвета (красный, оранжевый) «сдвигаются» к желтому, коротковолновые (голубой, синий) к фиолетовому.
Степень насыщенности помещения светом по-разному выявляет цвет: при очень большой насыщенности все цвета приобретают большую яркость, отчего становятся блеклыми, как бы выгоревшими, а некоторые просто изменяются на другие; при большой светонасыщенности помещения все цвета, имеющие примерно такую же яркость как средняя яркость помещения, хорошо выявляются (с учетом влияния света ламп); при малой светонасыщенности помещения цвета становятся тусклыми «сереют», некоторые изменяются, чем изменяют цветовые сочетания.
Яркостные контрасты нарушают цветовую гармонию так: в интенсивном свете пятен света цвета либо бледнеют, приобретая большую яркость, либо вообще изменяются (происходит то же, что и при очень большой насыщенности помещения светом); затемненные места и тени как бы гасят цвета, изменяя их на более темные, часто другие. Но пониженная освещенность неравномерно изменяет яркость цветов при уменьшении освещенности теплые тона раньше темнеют и теряют окраску.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Цветовой климат и спектр различных типов ламп | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Искусственное освещение помещений общественных зданий | |
<< Содержание >> |