Освещение зрительских залов, залов театров и кинотеатров
Утилитарные требования к этой группе взаимосвязанных помещений дают возможность архитектору проявить свой вкус в их освещении, однако качество решения определяет его целесообразность, согласованность с современными техническими возможностями и соответствие назначению помещения.
В различных типах зданий зал либо входит в состав здания, но не является главным помещением его, либо служит основой планировочного решения здания, построенного специально для него. В последнем случае все остальные помещения каким-то образом подчинены залу, а их функции связаны с его спецификой. В зависимости от того, какую роль в здании играет зал, решается и его искусственное освещение: более просто (исходя из конструктивных и декоративных особенностей) в первом случае и более сложно во втором.
Работая над искусственным освещением зала, нужно помнить, что главное во всяком зале, особенно театральном или концертном, его акустика; в зависимости от нее должны решаться интерьер зала и его декоративное оформление.
В больших театральных и концертных залах (от 1200 до нескольких тысяч мест) применяются наиболее сложные приемы освещения, для которых используются потолок и стены: свет дает возможность, не нарушая функциональных требований к помещению, сделать более интересной его пространственную композицию. Можно назвать немало примеров этого, подчеркнув, что в их основе лежат акустические требования. Принципиальная схема зала, согласующаяся с требованиями акустики, разрабатывается и «обыгрывается» сложными композиционными приемами, предусматривающими применение нескольких способов освещения одновременно (обычно это различные варианты «светящих жабр»).
Хотя потолок такого зала обычно несколько вспарушен, его кривизна так мала, что кажущаяся деформация структурных композиций искусственного освещения (как различные варианты способов «светящие жабры», «структурный потолок» и пр.) незаметна.
Большинство применяемых сейчас приемов освещения исключают центрированную композицию зала и все попытки все-таки центрировать его (при соответствующем плане) неудачны. При необходимости создать над авансценой световой акцент избирают приемы, отличающиеся от применяемых для освещения зала.
В освещении залов, особенно крупных, наметилась тенденция переносить основной свет на стены, оставляя потолок темноватым, с небольшим количеством точечных встроенных светильников. Это можно объяснить тем, что обработка стен и даже их конфигурация очень важны для акустики зала, из-за чего усложняется их композиция.
Архитекторы обычно стремятся не делать стены зала гладкими: их поверхность либо покрыта рельефами, либо состоит из неглубоких складок, выступающих объемов и т. д. В большинстве случаев со всеми этими элементами оформления стен связан свет, а тени делают стену пластичнее и материальное.
Стремясь отойти от традиционных приемов освещения стен зала, архитекторы по-новому трактуют здесь и источники света. Иногда это стена с грубым набрызгом или «присыпкой» из измельченного акустического материала, имеющая на высоте 2/3 от пола ниши, наполненные светом. Чтобы они не напоминали окна, форма их может быть различной: например, треугольники, размещенные сплошной лептой остриями вниз. Кензо Танге, признавая акустические требования превалирующими перед декором, в зале так называемого городского культурного центра в Нинхаме несколько изменил прием: разместил на поверхности стены много больших трехгранных выступов и ниш со скрытым светом. Это позволило соблюсти нужную акустику, осветить зал со стен и выявить их материальность (таким же образом многие мелкие проемы выявили материальность стен капеллы Ропшан Ле Корбюзье).
В меньших по объему и менее парадных залах (на 400-600 мест) освещается, как правило, потолок, а не стена. Потолок здесь обычно плоский, и для освещения используются более простые по трудоемкости приемы и способы различные варианты «парящего потолка», «светящего потолка отраженного света», «светящих панелей и полос».
Основной, принципиальный вариант каждого приема видоизменяется в зависимости от специфики интерьера. Так, красивый и не очень трудоемкий прием искусственного освещения «парящий потолок», будучи применен в зале, т. е. помещении со сравнительно большой площадью, недостаточно его освещает. Увеличение отраженного света неэкономично и малоэффективно, поэтому к приему добавляют другой, обеспечивающий прямой свет (встроенные светильники и др.).
Очень распространены различные горизонтальные карнизы отраженного света, иногда с выложенным цветными акустическими плитками потолком. Применяя такой прием, нужно помнить о цветопередаче ламп: лампы накаливания выявляют теплые тона, люминесцентные холодные.
Отличительной чертой многоцелевых залов является то, что их объем изменяют в зависимости от проводимого здесь мероприятия. Это обязывает архитектора использовать для освещения только потолок (т. к. стены могут быть закрыты перегородками, уменьшающими площадь зала) и такие приемы искусственного освещения, отделение части которых было бы безболезненно для их композиции (например, встроенный светящий потолок, светящие панели и пр.).
Применяя каждый из приемов искусственного освещения в зале любой величины и назначения, обязательно следует продумать обслуживание осветительной установки: прикрепленные к полу кресла затрудняют обслуживание снизу, а для обслуживания сверху нужна техническая полость.
Одной из проблем в освещении залов является освещение под балконного пространства. Обычно для этого служат светильники встроенные с лампами накаливания или пристроенные с люминесцентными лампами. Наиболее употребительные варианты освещения под балконного пространства: регулярно размещенные встроенные светильники («звездный потолок»), свободно размещенные встроенные светильники; обрамление балконов с внутренней стороны, у стены, светящей полосой (шириной в одноламповый люминесцентный светильник); сочетание перечисленных приемов.
Встречаются и такие варианты, когда освещение под балконного пространства делается не только из утилитарных соображений, но и участвует в пространственном решении зала. Так в многоярусном конференц-зале здания парламента в Найроби освещена скользящим светом вся стена, находящаяся под балконом (за зрительскими местами). Благодаря этому зал «расширился». При очень выступающих балконах к такому приему освещения прибавляют встроенные светильники с лампами накаливания.
Освещение зрительных залов требует строгого подбора ламп и оценки их преимуществ и недостатков. Для массового строительства применяют лампы накаливания и линейные люминесцентные лампы.
Преимущества лампы накаливания: простая регулировка, приемлемая цветопередача, если в оформлении зала превалируют теплые цвета. Недостатки: наличие при хорошей единичной яркости (до 2-3 тыс. кд/м2) больших тепловыделений, незначительная светоотдача. Для достижения нормированного уровня освещенности необходимо много ламп, что неэкономично в эксплуатации.
Преимущества люминесцентных ламп: большая светоотдача, сравнительно незначительные эксплуатационные расходы, небольшие тепловыделения, легкость выполнения протяженных светящих линий. Недостатки: сложная регулировка, возможная лишь в условиях большого города; их цветопередача хороша только в зале, где превалируют холодные тона.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Освещение вестибюлей | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Освещение фойе и кулуаров | |
<< Содержание >> |