Вопрос об учете ценности сельскохозяйственных земель
В случае размещения дороги или отдельных ее участков на орошаемых или осушенных землях, пашне, а также на земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, земляное полотно следует устраивать без боковых резервов и кавальеров. В исключительных случаях устройство боковых резервов может быть допущено, но при условии, что по окончании земляных работ отведенные для них участки будут спланированы и рекультивированы, т. е. приведены в состояние, пригодное для использования в сельском или лесном хозяйстве.
В целом при выборе, отводе и использовании земель для автомобильных дорог необходимо соблюдать соответствующие нормативные акты, в первую очередь Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденные ГКНТ РФ, Госстроем РФ, Минсельхозом РФ и Гослесхозом РФ 30 июня 2011 г.
Поскольку при проектировании автомобильных дорог не всегда представляется возможным проложить трассу по малоценным участкам земли, весьма актуальным является вопрос о рациональном размещении сети автомобильных дорог. Существенным фактором при этом становится ценность отводимых для строительства дорог земель.
В строительных нормах и правилах требование об учете ценных земель сформулировано следующим образом: «При сравнении вариантов проложения дорог должна учитываться разница в стоимости и продуктивности занимаемых земель, а в случаях проложения проектируемых дорог по спрямленным направлениям должны учитываться также затраты на приведение земель, занимаемых существующими дорогами, в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве».
Вопрос об учете ценности сельскохозяйственных земель при строительстве автомобильных дорог наиболее полно отражен в работе. Для решения этой задачи требуется абсолютная экономическая оценка в виде ценности 1 га отчуждаемой земли в зависимости от ее качества.
Изъятие земель из сельскохозяйственного производства наносит обществу определенный ущерб, который предлагается учитывать в виде потерянной в результате отчуждения части дохода с учетом фактора времени. Оценить эти потери можно по стоимости валовой продукции, получаемой с 1 га земли. Минимальное значение этого коэффициента (0,25) характерно для зерновых хозяйств средней и южной части РФ; максимальное (0,6) - для зон искусственного орошения и северной части страны ввиду больших материальных затрат.
На стадии планирования перспективного развития сети дорог, наряду с транспортными и техническими, рассматриваются социальные и политические аспекты проблемы. Однако аспекты охраны окружающей среды рассматриваются на этой стадии в очень общем виде, и в будущем это нередко вызывает серьезные трудности. Прежде всего трудности возникают в тех случаях, когда запланированное строительство находится в сельскохозяйственном районе и требует отвода ценных земель или когда условия местности требуют дорогостоящих методов строительства. В связи с этим желательно заранее предвидеть решения более поздних стадий настолько полно, насколько это возможно. Такое предвидение может реализоваться на стадии перспективного планирования развития сетей автомобильных дорог на основе всестороннего анализа условий развития сети и методов оптимального проектирования.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Отвод земель для дорожного строительства | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Задачи перспективного планирования сетей автомобильных дорог | |
<< Содержание >> |