Согласование земляного полотна и дорожных сооружений с ландшафтом
Расположение малых и средних мостов, путепроводов на автомобильных дорогах высших категорий (I-III) обычно подчиняется направлению трассы как в плане, так и в продольном профиле. Не допускаются, например, выпуклые, «горбатые» мосты, нарушающие зрительную плавность трассы.
При пересечении трассой глубоких логов важное значение приобретает сохранение пропорций между размерами сооружения (мост, виадук), глубиной выемки на подходах, высотой опор. Следует иметь в виду, что чем глубже выемка, тем больше нарушается природный ландшафт. Однако и мелкие невыразительные выемки на подходе к мосту нежелательны, так как они препятствуют формированию целостного дорожного ландшафта.
Форма и размеры земляного полотна и различных дорожных сооружений в значительной мере влияют на качество дорожного ландшафта, на гармоничное сочетание инженерного сооружения с местностью. В условиях, например, степного ландшафта такое сочетание достигается тем, что земляному полотну в поперечном профиле придаются обтекаемые формы. Вместе с тем размещение земляного полотна важно и в отношении защиты окружающей среды.
Устройство насыпей и выемок вызывает изменение рельефа, нарушения геоморфологии местности, смещение уровня грунтовых вод. В связи с этим возможны процессы денудации, возникновение оползней, изменение системы стока поверхностных вод, осушение или обводнение, изменение микроклимата, расчленение биогеоценоза.
Известно, что в условиях степей и особенно лесостепей нередко наблюдается овражная эрозия, сопровождающаяся размывом больших площадей земли и образованием оврагов. Основными вариантами трассирования дороги в овражистой местности являются проложение трассы вдоль оврага, по водоразделу между двумя вершинами оврагов, пересечение оврага у его вершины и пересечение в широком месте.
Разрушительный процесс оврагообразования представляет для автомобильных дорог большую опасность, что вызвало необходимость разработать систему мероприятий по укреплению оврагов и защите дорог. Строительство дороги в овражистой местности, как правило, приводит к закреплению оврагов, однако в ряде случаев неудачное размещение земляного полотна способно спровоцировать или усилить процесс овраго образования.
Так, например, при устройстве земляного полотна с боковыми канавами (кюветами), имеющими продольный уклон, превышающий допустимый для данного грунта, возникает опасность размыва канавы и образования оврага.
Для предотвращения этого явления канаву необходимо укрепить. В ряде случаев причиной образования оврага является размыв грунта в нижнем бьефе. Объясняется это повышенной скоростью потока на выходе из сооружения. Образование такого оврага приводит к разрушению земляного полотна и наносит ущерб сельскому хозяйству. В этом случае русло отводной канавы нужно надежно укрепить, а саму канаву продолжить до низа косогора или до естественного водоема.
При пересечении оврага или балки земляное полотно иногда сооружается в виде плотины и используется для образования водоема выше дороги. Такому решению должна предшествовать тщательная проектная проработка с учетом экономической и экологической целесообразности затопления некоторой площади земли и образования пруда. В этом случае при сооружении земляного полотна необходимо исходить из вероятности сильных паводков. Недоучет этого обстоятельства, ошибочные прогнозы или несоблюдение технических условий могут привести к тяжелым последствиям, а именно: прорыву земляного полотна, сносу искусственных сооружений, затоплению и разрушениям ниже дороги.
При закреплении оврагов одним из основных мероприятий является организация сбора и отвода поверхностных вод в пониженные места. Возможны случаи, когда отвод воды в уже недействующие овраги пробуждает их и превращает в действующие.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Трассирование автомобильных дорог с учетом требований ландшафтного проектирования | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Строительство земляного полотна дороги | |
<< Содержание >> |