Главная / Статьи / Циклы статей / Автомобильные дороги и окружающая среда / Глава 4.15

Загрязнение воды илом

Автомобильные дороги оказывают загрязняющее действие на водоемы при эксплуатации дороги-набережной, а также при пересечении водотоков мостовыми переходами. Дороги как источники загрязнения водоемов необходимо рассматривать в совокупности с автомобильным транспортом, так как загрязнение обусловливается комплексом взаимно дополняющих негативных факторов дорожно-транспортной системы.

Загрязнителями водоемов являются резина, нефтепродукты, хлориды, тяжелые металлы, удобрения, ядохимикаты, смываемые ливневыми и снеговыми водами с поверхности дорожных покрытий и полосы отвода. На качество воды в значительной степени влияют строительные технологические процессы при устройстве мостов, дамб и различных гидротехнических сооружений.

Вторжение в жизнь реки может привести к изменению се режима, нарушить равновесие между взаимным влиянием потока и русла. Например, отрицательное воздействие на реку может вызвать разработка карьеров песка и гравия, используемых в дорожном строительстве. В газете «Известия» от 6 мая 2002 г. была помещена статья «Быть ли Томи в Томске?», в которой с горечью повествовалось о том, что разработка в русле и пойме р. Томи песчаных и гравийных карьеров привела к необратимым изменениям гидрологического режима реки, понижению уровня воды более чем на 2 м, ухудшению санитарного состояния реки, переустройству сооружений городских водозаборов.

Под угрозой исчезновения находятся песчаные и гравийные острова, являющиеся регуляторами водного потока. Эти острова входят в зону отдыха, а также являются последними уцелевшими нерестилищами муксуна и других пород рыб. При ежегодном приносе рекой 18-25 тыс. м3 песка и гравия за десять лет добыто более 70 млн. м3. Изложенное указывает строителям автомобильных дорог на недопустимость подобной практики.

Недостаточное укрепление откосов в районе мостового перехода вследствие русловых процессов и других причин постепенно может вызвать увеличение коэффициента шероховатости, развитие влаголюбивой растительности и привести к ухудшению качества воды. Переувлажнение масс грунта в районе мостового перехода вызывает размывы и обрушение берегов; эти процессы также усиливаются и динамическим воздействием волн. В условиях лессовидных грунтов повышение уровня подземных вод при подтоплении вызывает оползневые явления. Динамическое волновое воздействие вызывает разрушение откосов и увеличение мутности воды. По мнению проф. О. В. Андреева, поток, обладающий поступательной скоростью, оказывает лобовое гидродинамическое давление на частицы наносов, находящиеся на дне реки, и увлекает их за собой. В результате разности давлений на верхнюю и нижнюю поверхность мельчайшей частицы грунта создается усилие, направленное вверх. Влияние такой подъемной силы увеличивает подвижность частиц, поскольку сила трения их о дно значительно снижается.

Загрязнение воды илом вследствие эрозии грунтов ведет к гибели водных растений и фитопланктона. Исчезновение беспозвоночных организмов ведет к гибели рыбы. Строительство дорог в бассейне водотоков без соответствующего анализа и недостаточное закрепление оврагов приводит к уменьшению, а то и полному исчезновению рыбных ресурсов. При устройстве мостового перехода следует в верхнем бьефе устраивать специальные решетки для улавливания плывущего во время дождя мусора и других предметов. Большую роль в снижении мутности воды могут сыграть наносоуловители.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Автомобильные дороги и водоемы
 СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>
Загрязнение воды нефтепродуктами
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,052 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑