Общие вопросы производства работ в гидротехническом строительстве
Под технологией строительного производства понимают совокупность методов выполнения строительно-монтажных работ (земельно-скальных, бетонных и железобетонных, подземных, монтажных, отделочных и др.), в результате которых создаются объекты строительства - гражданские здания и сооружения, предприятия различных отраслей промышленности, гидротехнические и транспортные сооружения, объекты энергетического назначения и т.п.
Высшим этапом развития технологии строительного производства являются комплексная механизация и автоматизация строительных процессов. При комплексной механизации производственные и транспортные процессы в строительстве выполняются комплектом машин и механизмов, взаимно увязанных по производительности и основным параметрам, а при автоматизации - с помощью машин, приборов и автоматических устройств.
Современная технология строительного производства при возведении гидротехнических сооружений базируется на широком применении крупных высокопроизводительных строительных машин и механизмов: экскаваторов с ковшами вместимостью до 8 м3 и даже более, автосамосвалов грузоподъемностью до 40 т, мощных бульдозеров, скреперов, гусеничных, башенных и кабельных кранов грузоподъемностью до 25-40 т, на массовом применении сборных железобетонных и металлических конструкций заводского изготовления.
Отечественные гидростроители за короткий период преодолели огромное отставание в технологии строительного производства от наиболее развитых капиталистических стран и в настоящее время по многим направлениям занимают ведущее положение. В первую очередь это относится к строительству гидротехнических сооружений на мягких основаниях, в районах Крайнего Севера и в районах с высокой сейсмичностью.
Здесь впервые в практике строительства был создан и организационно оформлен коллектив проектировщиков, разрабатывающих вопросы организации строительства и производства работ, методы их механизации. В результате были разработаны и применены в строительстве не только новые виды строительных машин, но и новые по тем временам способы производства работ. На земляных работах начали использовать средства гидромеханизации, осуществляющие разработку, транспорт и укладку грунта в сооружения, т. е. полностью механизированный законченный технологический цикл. Были созданы первые отечественные земснаряды производительностью 300 м3/ч. Экскаваторный парк строительства насчитывал огромную по тем временам цифру - 170 единиц. Начала совершенствоваться технология бетонных работ: для перевозки бетонной смеси были применены непрерывные средства транспорта ленточные конвейеры, для уплотнения бетонной смеси-вибраторы; повсеместно стали вводить сварку арматуры и применять арматурные конструкции заводского изготовления.
Дальнейшее развитие технология строительного производства получила на крупнейших волжских стройках: судоходном канале имени В. И. Ленина, Волжских ГЭС . Колоссальные объемы работ и сжатые сроки строительства потребовали необычайных в мировой практике темпов строительных работ. Годовые объемы бетонных работ на строительстве Волжской ГЭС достигали 3 млн. м3. Это стало возможным благодаря разработке специальной технологии производства бетонных, земляных, монтажных и других видов работ. На бетонных работах широкое применение нашли портально-стреловые краны грузоподъемностью 10 т, установленные на специальных бетоновозных эстакадах; для подачи бетона в блоки начали применять бетононасосы; началось применение сборного железобетона; дальнейшее развитие получили средства гидромеханизации; были созданы мощные земснаряды производительностью 1000 м3/ч.
Вторая половина XX века характеризуется началом широкого освоения производительных сил восточных районов страны.
СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Технология производства массовых земельно-скальных и бетонных работ | ||
<< Содержание >> |