Главная / Статьи / Циклы статей / Искусственное освещение помещений: особенности, типы, приемы и примеры / Глава 5.

Виды света

Все кажущееся разнообразие видов естественного и искусственного света является комбинацией его трех основных видов, представленных в различных пропорциях. Особенности каждого придают этим комбинациям определенный оттенок, создающий, на первый взгляд, впечатление особого света. Формообразующие свойства и архитектурно-художественная роль этих видов света в интерьере также различны.

Основные виды свет: прямой (направленный) свет, отраженный свет и рассеянный свет. Из художественных, светотехнических и экономических соображений в проектной практике почти не применяется в чистом виде ни один из них как правило, они «смешиваются» и преобладающим является вид света, наиболее отвечающий конкретным условиям.

Прямой свет

Это свет ламп или светильников, световой поток которых направлен только в одну сторону. Он очень контрастен, дает резкую, графическую светотень и поэтому при прочих равных условиях обеспечивает наибольшую из всех видов света яркость на поверхности, куда надает световой поток. Это значит, что он дешевле других, но тем не менее без добавок других видов света прямой свет используется очень редко, т.к. имеет большой недостаток: благодаря контрастности, создаваемой им даже при сравнительно небольшой интенсивности, возникает слепящая яркость.

Художественные особенности прямого света обусловливают» его контрастностью. Поскольку он создаст на всем очень большую яркость и жесткие, глубокие тени, в помещении изменяется трактовка пространства оно как бы уплощается, а все предметы и объемы «сдвигаются» в одну плоскость. Жесткие тени способствуют тому, что перспектива в помещении не читается: объемы, находящиеся дальше от зрителя, такие же резкие и плоские, как и находящиеся вблизи; рисунки па объемах также кажутся плоскими.

Прямой свет сильно изменяет цвета и их соотношение: они либо выбеливаются и светлеют, либо становятся другими (сдвигаясь в тоне к левому концу спектра). В глубокой тени цвета вообще не читаются, а все выглядят одинаково черными.

Рассеянный свет

Это свет ламп или светильников, на пути светового потока которых находится какой-либо светопрозрачный материал, распределяющий этот поток равномерно во все стороны. Такой свет почти не образует тени; хотя он дороже прямого (не весь световой поток идет на освещение часть поглощается светопрозрачным материалом), но из-за своей малоконтрастности гигиеничнее. Блескости он не дает.

Художественные особенности рассеянного света тоже обусловливаются его малоконтрастностью: он создает на всех предметах одинаковую освещенность, и все, начиная с ограждающих помещение поверхностей и кончая объемами, делает монотонным. Пространство в рассеянном свете (так же, как и в прямом, правда, по разным причинам) не читается, отсутствие теней усиливает создавшееся впечатление плоского интерьера. Цвета в рассеянном интенсивном свете выбеливаются и сдвигаются в тоне к левому концу спектра.

Впечатление плоской композиции интерьера при рассеянном свете можно несколько изменить, искусственно создав условия, свойственные освещенному глубокому пространству, сдвинув источники рассеянного света к одному концу помещения (естественнее всего ко входу). Это обеспечит небольшие градации яркости: область, где нет источников света (например, задний план), будет менее освещена. Однако тени, которые могли бы проявить объемы и рельефы, с помощью одного рассеянного света не удается создать, и монотонность в результате можно лишь немного уменьшить.

Несмотря па мало контрастность, рассеянный свет не образует блескости в этом его преимущество перед другими видами света. На внешний вид материалов рассеянный свет влияет следующим образом: блестящие поверхности в его лучах теряют блеск, неровности поверхностей исчезают, полированная сталь, серебро и золото тускнеют, грани хрусталя перестают «играть».

Отраженный свет

Это свет ламп или светильников, световой поток которых направлен на отражающую его поверхность. Отражение происходит во все стороны почти одинаково, поэтому отличительной особенностью этого вида света, как и рассеянного, является отсутствие теней. Он не создает ни блескости, ни бликов. Однообразие осветительных условий так же обусловливается его мало контрастностью, из-за чего все делается монотонным и утомительным для человека. Как и при рассеянном свете, в результате однообразия осветительных условий и отсутствия теней ни пространство и глубина, ни форма и наличие в помещении архитектурно-строительных деталей и их фактура почти не выявляются.

Художественные особенности отраженного света такие же, как и рассеянного, однако он более красив, а композиции с ним изящнее, если источник света при этом не виден. Для достижения всевозможных декоративных эффектов он лучше всех других, а для создания зрительных иллюзий можно применять только его наличие видимого источника света обычно препятствует возникновению иллюзий.

Отраженный свет намного дороже остальных: практика показывает, что для создания одинаковой поверхностной освещенности мощность отраженного света должна быть в три раза больше, чем прямого.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Системы распределения светлот
 СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>
Приемы искусственного освещения
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,0048 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑