Кристаллизационная вода
Кристаллизационная вода входит в состав кристаллогидратов и участвует в строении кристаллической решетки минерала (например, гипс CaSO4-2Н2O). Особенностью кристаллизационной воды в минералах солей является то, что при повышении температуры кристаллогидрата она переходит в другие виды воды. Гипс при нагревании до температуры свыше 75°С переходит в полуводный гипс aSO4-0,5Н2O. Некоторые минералы солей, присоединяя кристаллизационную воду, переходят в кристаллигидраты.
Химически связанная вода входит в состав гидроксидов (например, Са(ОН)2) и в процессе реакции распадается на ионы Н* и ОН*.
Воздух и газы в горных породах могут находиться в четырех состояниях:
- сводобном, т.е. перемещаться в порах и трещинах горных пород, участвовать в воздухо- и газообмене с атмосферой;
- защемленном - в закрытых порах горных пород;
- адсорбированном - на поверхности частиц;
- растворенном - в водной среде.
Воздух и газы поступают в горные породы из атмосферы и недр Земли, а также образуются в результате жизнедеятельности микроорганизмов. Воздух и газы в горных породах оказывают большое влияние на свойства и процессы, протекающие в них.
Наличие защемленного воздуха увеличивает упругость грунтов и понижает их водопроницаемость. Растворенный в грунтовой воде углекислый газ активизирует процессы растворения и выщелачивания воднорастворимых солей.
Гранулометрический, или зерновой, состав грунтов характеризует класс грунтов без жестких структурных связей (нескальных), т. е. осадочные несцементированные породы.
В соответствии с принятой классификацией грунтов по ГОСТ 25100-82 в группе осадочных несцементированных засоленных пород по гранулометрическому составу выделяются крупнообломочные, песчаные, пылеватые и глинистые грунты. Ниже приведена классификация крупнообломочных грунтов по гранулометрическому составу (содержание каждой фракции составляет более 50 % от массы абсолютно сухого образца).
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Свободная (гравитационная) вода | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Гоанулометрический состав засоленных грунтов | |
<< Содержание >> |