В феврале этого года в Госдуму внесен законопроект, позволяющий СРО создавать программы личного и коллективного страхования своих членов взамен формирования компенсационного фонда (КФ). В условиях рецессии законопроект пришелся как нельзя кстати. Изменения в законодательстве позволят строителям избежать вывода материальных ресурсов из оборота, а также послужат толчком к легализации тысяч мелких строительных компаний, полагают эксперты.
Действующие размеры обязательных взносов в СРО
В настоящее время для вступления в СРО необходимо разместить на счетах саморегулируемой организации определенную сумму: от 500 000 до 1 000 000 рублей. Взнос может быть уменьшен (до 150 000 или 300 000 рублей в зависимости от вида СРО), если размер компенсационного фонда уже действующего СРО превосходит нормативный. В таком случае, однако, строительная или проектная организация должна заключить договор страхования своей ответственности пред третьими лицами на недостающую по закону сумму. Стоимость страховки, как правило, колеблется в пределах 30 000 - 50 000 рублей.
На основании ст. 55.7. ГрК РФ, при выходе из СРО юридическому лицу никакие взносы (вступительный, целевой, добровольный, взнос в компенсационный фонд) не возвращаются. Отметим также, что ответственность членов СРО коллективная. Поэтому, если КФ истощается (в результате выплаты по страховому событию), участники организации обязаны восстановить его размеры до нормативных за счет собственных средств. Таким образом, схема вступления в СРО для строительных контор (особенно небольших) на сегодняшний день весьма затратна.
А страховых случаев и выплат почти нет
Статистика говорит о том, что страховые случаи на строительном рынке редкость. За пять лет существования закона «О саморегулируемых организациях» ответственность членов СРО была застрахована на 350 миллиардов рублей. Выплаты составили лишь 200 миллионов. Средства КФ вообще так и не были использованы ни разу. А страховщики получили маржу в 97%, тогда как затраты строителей только на страхование составили 6,6 миллиарда рублей. Не говоря уже о средствах, «почивших» в КФ. Получается, от взносов в КФ можно безболезненно отказаться и сэкономить средства строительных организаций.
Побочный эффект
Поправки в закон «О СРО» позволят поддержать отечественные страховые компании (СК) за счет роста объемов страхования ответственности строителей и их саморегулируемых организаций. Страховой рынок, как и строительный, переживает сейчас не лучшие времена. Финансисты терпят убытки во многих секторах деятельности. Тот же рынок страхования строительно-монтажных рисков (СМР) сократился в 2014 году на 8%. В 2015 году, по прогнозам Всероссийского союза страховщиков, ожидается падение соборов в сфере страхования СМР еще на 3-7%, что может вызвать рост тарифных ставок по виду.
В сегменте «автогражданки» СК давно требуют повышения тарифов. В сфере добровольного автострахования цены уже повышены. К примеру, стоимость каско на «Газель» выросла за последний год на 40-50%. Однако данные меры только усугубляют кризис. Мелким строительным компаниям такие суммы не по карману, а, значит, и об автокредитовании им приходится забыть. В строительной сфере по итогам 2014 года замедлилось обновление основных средств производства.
Получая дополнительную прибыль от страхования ответственности СРО, финансисты могут пойти на постепенное сокращения тарифов на прочие страховые продукты. В частности, цена каско на «Газель Бизнес» или «КаМаЗ» может вновь вернуться в разумные рамки, что послужит толчком к перевооружению строительной отрасли и удешевлению за счет ускорения темпов строительства квадратных метров и увеличению доходов строителей.