Автомобильные дороги и охрана ландшафта
Географический ландшафт определяется как сравнительно небольшой участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, в пределах которого природные компоненты находятся в сложном взаимодействии и приспособлены друг к другу. Это часть поверхности с определенным сочетанием рельефа, климата, грунтов, водоемов, растительного и животного мира. В общепринятом понимании ландшафт - это общий вид местности, и когда речь идет об охране географического ландшафта, о его защите от отрицательного воздействия автомобильных дорог и дорожного движения, то, как правило, имеют в виду именно общий вид местности, т. е. рельеф и растительность. Что же касается других составляющих (климат, флора, фауна, грунты), то воздействие автомобильной дороги на эти элементы окружающей среды рассматривается самостоятельно.
Казалось бы, в этом разделе книги естественнее говорить не о формировании, а о сохранности ландшафта. Конечно, построить автомобильную дорогу или другое сооружение и сохранить нетронутым природный ландшафт - просто невозможно. Можно стремиться к минимальному его нарушению, к его максимально возможной сохранности, к органическому сочетанию ландшафта и инженерного сооружения, и именно в этом заключается задача проектировщиков, строителей, работников службы эксплуатации автомобильных дорог. Но раз естественный ландшафт сохранить невозможно, а дорога сама становится его элементом, то правильнее говорить о формировании нового ландшафта, который допустимо назвать транспортным или дорожным.
Основные черты дорожного ландшафта закладываются на стадии проектирования. Заметное влияние на его формирование могут оказать методы и организация строительства. В значительной степени реализация и устойчивость задуманного ландшафта зависит от уровня эксплуатации автомобильной дороги с ее искусственными сооружениями.
На ландшафт придорожной полосы оказывают влияние не только сама по себе автомобильная дорога, но и сопутствующие продукты дорожного движения: загазованность, загрязнение почвы. Но главным фактором воздействия, как в пределах придорожной полосы, так и за ними все же остается автомобильная дорога.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Инструкция по проектированию рациональной схемы сети автомобильных дорог | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Формирование дорожного ландшафта | |
<< Содержание >> |