Главная / Статьи / Циклы статей / Автомобильные дороги и окружающая среда / Глава 3.1

Формирование дорожного ландшафта

Дорожные ландшафты возникли давно. Менялись способы передвижения, появлялись новые виды транспорта - вместе с ними менялась и сила воздействия на окружение, возникали новые дорожные ландшафты. При этом железнодорожный ландшафт существенно отличается от автомобильно-дорожного, и оба они нисколько не напоминают ландшафт, в который вписана проселочная дорога.

Римские дороги с их крупными сооружениями - мостами, туннелями, подпорными стенками, караванные дороги Средней Азии, ямские дороги с деревянными настилами - все они нарушали естественный ландшафт и становились элементом нового дорожного ландшафта. Чем выше становился инженерный уровень сооружения, тем безжалостнее строитель обращался с ландшафтом. Пока дорог было немного, это мало кого беспокоило. Наоборот, величественные инженерные сооружения, возвышавшиеся над местностью, подчеркивали всемогущество человека, импонировали ему.

Не надо думать, что в те далекие времена строителями не учитывались требования эстетики. Наоборот, хорошо известно множество прекраснейших дорожных сооружений, создание которых хотя и потребовало нарушения естественного ландшафта, но не повредило ему. Образовавшиеся искусственные ландшафты до сих пор радуют глаз человека и не наносят ущерба окружающей среде.

О стремлении инженеров - строителей дорог сохранить красоту окружающей природы свидетельствуют и литературные источники. Так, например, известный ученый и инженер Г. Д. Дубелир в своем курсе лекций «Городские улицы и дороги», которые он читал для киевских студентов в 1912 г., требовал, чтобы планировка уличной сети удовлетворяла еще и требованиям художественного характера.

Но вот пришло время автомобилю и автомобильным дорогам. Массовое строительство, сжатые сроки, стремление к уменьшению капиталовложений, с одной стороны, и к максимальному сокращению времени поездок, с другой - все это приводит в ряде случаев к пренебрежению охраной окружающей среды в целом и естественных ландшафтов в частности. В этих условиях сложилось мнение о том, что формирование дорожного ландшафта является в первую очередь эстетической задачей. Но в то же время стала проявляться зависимость между качеством дорожного ландшафта и дорожным движением, его безопасностью.

Начатые еще в довоенные годы исследования позволили объяснить эту зависимость. Оказалось, что качество дорожного ландшафта небезразлично для водителя, влияет на его психофизиологическое состояние и, тем самым, на безопасность дорожного движения. В РФ исследование влияния дорожного ландшафта на характеристики движения автомобилей и на поведение системы «автомобиль - водитель - дорога» стали расширяться в последние два десятилетия.

На основании накопленного опыта и данных научных исследований стало возможным сформулировать ряд общих требований к формированию дорожных ландшафтов.

В формировании дорожного ландшафта выделяют четыре аспекта: зрительное восприятие трассы, зрительное ориентирование водителя, сочетание дороги с природным ландшафтом, озеленение и обустройство дороги. Задача заключается в том, чтобы в процессе проектирования, строительства и эксплуатации дороги найти решения, которые удовлетворяли бы всем перечисленным аспектам.

Восприятие дорожного ландшафта будет различным в зависимости от позиции наблюдателя. По-разному воспринимают его водитель и пешеход, туристы и жители, обитающие в непосредственной близости от дороги. При формировании дорожного ландшафта необходимо принимать во внимание как безопасность и комфортабельность дорожного движения, так и интересы пешеходов (особенно в местах их сосредоточения), туристов и местных жителей. В большинстве случаев эти интересы совместимы, однако иногда приходится принимать компромиссное решение. В любом случае обязательно нужно согласовывать удовлетворение интересов участников движения с требованием снижения затрат на строительство и содержание дороги.

Особенностью дорожного ландшафта является то, что он имеет большую неопределенную длину, и это делает невозможным его одновременное зрительное восприятие.


<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА
Автомобильные дороги и охрана ландшафта
 СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >>
Разграничение архитектурных бассейнов
<< Содержание >>
  
добавить фирму | добавить объявление | заказ рекламы | карта сайта | политика конфиденциальности | написать нам
Время генерации страницы: 0,0062 sec.
STROYFIRM.RU © 2004-2024 Каталог Строительных Фирм
↑НАВЕРХ↑