Загрязнение воды вблизи дорог
Загрязнение воды вблизи дороги чаще всего происходит вследствие попадания в нее хлоридов, свинца и углеводородов. Хлориды глубже остальных веществ проникают в почву и чаще всего обнаруживаются в грунтовой воде.
Инженеру-дорожнику необходимо как следует изучить и понять взаимодействие природных связей, иначе строительство дороги может привести к тяжелым последствиям в экологическом отношении. Строительство автомобильной дороги, сооружение мостового перехода, дамбы, вырубка леса для прокладки трассы и другие воздействия на природу в конечном итоге отражаются на условиях жизни и деятельности самого человека.
В современных условиях становится очевидной необходимость в контактах инженера-строителя со специалистом-экологом. Эти контакты часто определяют совершенно новый взгляд на проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильных дорог. Например, если у инженера возникают сомнения относительно проложения дороги через густо залесенную местность, эколог может поддержать предложение о значительных вырубках, так как речь в данном случае идет о перезрелом массиве тополя. Наоборот, убежденный в своей правоте инженер, предлагающий соорудить красивый придорожный пруд, может столкнуться с категорическим возражением эколога, поскольку в условиях благоприятного климата и плодородных почв пруд в скором времени зарастет водными растениями. Кроме того, глубина пруда должна быть не менее 6 м, иначе рыба не переживет зиму.
Дорожное движение оказывает воздействие на все виды флоры: водную, грунтовую, подземную и наземную.
Водная флора играет большую роль в жизни водоемов и их обитателей. Загрязнение водоемов сточными водами АЗС, СТО, предприятий дорожной индустрии, нефтепродуктами и другими токсичными веществами, вредно влияющими на водную растительность, недопустимо. Это и определяет потребность в своевременных мероприятиях по охране флоры в соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик.
Грунтовая флора в виде бактерий, водорослей, некоторых грибов и т. п. играет важную роль в процессах создания грунта и формирования его урожайности. Однако грунтовая растительность страдает от выбросов токсичных металлов и сажи, содержащихся в отработавших газах автомобилей, от хлоридов, а также пестицидов, употребляемых для борьбы с сорняками на полосе отвода.
Подземная флора представлена в основном бактериями. Причины загрязнения подземной флоры те же, что и для грунтовой.
Наземная флора насчитывает более 500 ООО видов. Она в наибольшей степени используется человеком и подвергается значительным отрицательным воздействиям в связи с его деятельностью, в частности в результате строительства дорог и дорожного движения. Вредное воздействие на флору оказывает свинец, выброшенный с отработавшими газами автомобилей. Свинец тормозит рост растений, ухудшает условия фотосинтеза, приводит к обезвоживанию, вызывает медную недостаточность.
Уровень свинца в растениях, идущих в пищу человека или являющихся кормом для животных, можно значительно снизить с помощью древесных насаждений. Таким образом, роль придорожных насаждений, неотъемлемого атрибута автомобильных дорог, выходит далеко за рамки эстетических функций, снего- и пыле защиты. Придорожные насаждения могут выполнять противоэрозионную и мелиоративную функции, закреплять подвижные пески, оползневые склоны и осыпи в горах. Декоративные насаждения значительно улучшают дорожный ландшафт.
Грунты для посадки деревьев вдоль дорог должны быть пористыми с хорошей водопроницаемостью и воздухо- обеспеченностью. Исследования, проведенные Академией коммунального хозяйства им. Памфилова (г. Москва), показали, что содержание ионов хлора в суглинистом грунте в 2-3 раза выше, чем в супесчаных грунтах. Проектируя озеленение дорог, необходимо обеспечить завоз песка в места с глинистыми и суглинистыми грунтами, чтобы вместе с гумифицированной землей заполнять им посадочные ямы.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Охрана флоры и фауны | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Отрицательное воздействия газов вблизи дорог | |
<< Содержание >> |