Отрицательное воздействия газов вблизи дорог
Не все виды деревьев и кустарников способны хорошо прижиться в придорожной полосе в сложившихся экологических условиях. Значительную тревогу вызывает судьба ценных и традиционных древонасаждений в городах и отдельных регионах. В качестве примера можно назвать крымскую сосну, пирамидальные тополя на бульваре Шевченко в Киеве. В целом для посадки в придорожной полосе пригодны породы, устойчивые против газового загрязнения, образования ветровала и снеголома, нетребовательные к почвам и влажности почв.
Примером отрицательного воздействия отработавших газов автомобилей может служить гибель пышной растительности в Лос- Анжелесе, где вдоль бульвара длиной 3 км вместо живых деревьев появились пластмассовые пальмы. Потери в результате влияния смога на растительность в районе Сан-Франциско в 1956 г. составили 1 млн. долларов. Ущерб в Калифорнии от потерь урожая, вызванных смолами, оценен в 6,1 млн. долларов. В целом по США годовой размер убытков, вызванных загрязнением растительности, достигает 500 млн. долларов.
Исследования, проведенные Украинской сельскохозяйственной академией по заказу Миндорстроя УССР, показали, что на расстоянии 10 м от дороги при отсутствии защитных древесных насаждений содержание свинца в пробах капусты доходило до 147,17-162,18 мг/кг сухого веса. При таком содержании соединений свинца невозможно использовать культуры в пищевых или фуражных целях.
Сильное загрязнение лугов свинцом, находящимся в отработавших газах, обнаружено вдоль автомагистрали Лозанна - Женева в Швейцарии. Действие свинца, угнетающее рост и развитие растений, выявлено на расстоянии до 100 м от края автомагистрали. Более широкая зона загрязнения свинцом вдоль автомобильных дорог обнаружена в Финляндии (более 300 м). В настоящее время борьба с интоксикацией свинцовыми соединениями сводится к запрещению использования придорожной полосы в качестве пастбищ и для возделывания культур, которые идут в пищу, но в дальнейшем намечается осуществлять специальные мероприятия - озеленение дорог с использованием конструктивно-дендрологического подхода.
Для правильного проектирования озеленения необходимо определить вместе со специалистами-лесоводами наиболее приемлемые, оптимальные для данных условий породы деревьев, предполагаемых в качестве придорожных насаждений, выявить наличие питомников в районе приложения дороги.
Разработка выемок и отсыпка насыпей при строительстве дорог приводит к повышению или понижению уровня грунта, что, в свою очередь, создает неблагоприятные условия для деревьев. При разработке выемки подрезаются корни, ухудшается их водоснабжение. Отсыпка насыпи может затруднить водоснабжение и аэрацию корней и даже привести к загниванию ствола. Особенно страдают от засыпки землей белая акация, ива, тополь, ильмовые, платан, т. е. деревья с поверхностной системой корней. При устройстве насыпи представляющие ценность деревья следует помещать в предохранительные колодцы каменной или кирпичной кладки.
В Японии для городских условий разработан метод - подачи воздуха и воды к корням деревьев, растущих на обочинах дорог и тротуаров. Между бордюром и тротуаром устраивается канавка, закрытая перфорированными плитками. По канавке к корням деревьев поступает дождевая вода, и происходит аэрация корней.
Растительность на разделительной полосе дороги требует особого внимания ввиду наиболее интенсивного влияния токсичных веществ отработавших газов, пыли, хлоридов, наличия специфического микроклимата. В Бельгии, например, считают наиболее приемлемыми на разделительных полосах живые изгороди высотой не более 1,4 м с чередованием через 0,5 км посадок низкорослой плакучей ивы.
Укрепление откосов следует производить путем гидросеяния трав с использованием мульчирования по методу Центрального научно-исследовательского института транспортного строительства. Такой способ заключается в том, что на откосы наносят смесь, состоящую из семян трав, минеральных удобрений, воды, битумной эмульсии, соломы или целлюлозы. Эмульсия с одним из мульчирующих веществ создает пленку, предохраняющую откос от водной и ветровой эрозии, создает хороший влажностный и температурный режим для роста трав. Со временем мульчирующий материал перегнивает и создает питательную среду для травы.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Загрязнение воды вблизи дорог | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Охраны фауны | |
<< Содержание >> |