Трубопроводный контейнерный пневмотранспорт
Трубопроводный контейнерный пневмотранспорт представляет собой систему транспортных трубопроводов, в которых под воздействием давления воздуха перемещаются одиночные или объединенные в состав контейнеры. Показано размещение состава контейнеров в трубопроводе. Контейнер представляет собой полый цилиндр, имеющий в верхней части загрузочное окно. Торцы Цилиндра закрыты фланцами. Для перемещения контейнера в трубе к фланцам на кронштейнах прикреплены в нижней части две роликоопорные тележки - передняя и задняя, которые перемещаются по направляющему пути, и два боковых направляющих ролика. Для обеспечения плавности и облегчения хода роликоопоры покрыты слоем резины. Соединение отдельных контейнеров в состав осуществляется полуавтоматическим сцепным устройством. Трубопровод укладывается на бетонный фундамент.
В состав транспортной линии входят: транспортный трубопровод, уложенный на фундаменты, погрузочная станция, разгрузочная станция, воздуходувная станция, стрелочные переводы. Благодаря тому что колеса ходовых и опорных тележек покрыты слоем резины, износ транспортного трубопровода практически отсутствует.
Система пневмоконтейнерного трубопроводного транспорта в зависимости от объемов перевозок может быть одно-, двух- и многотрубной. В однотрубных системах курсирует один состав, а при наличии разъездов - два и более. В двухтрубных системах по одному трубопроводу с заданной скоростью друг за другом движутся груженые составы, а по другому - в противоположном направлении - порожние. Система может быть выполнена по кольцевой схеме.
Движение контейнеров осуществляется путем создания с одной стороны контейнера избыточного давления, равного обычно 105 Па. Избыточное давление создается воздуходувными установками. Диаметр транспортного трубопровода обычно составляет 1000-1200 мм при толщине стенок трубы 8-10 мм.
Двухкилометровая линия для подачи щебня
Допустимый радиус поворота трубопровода (40...50), продольный уклон не должен превышать 3°. Трубы укладывают на невысоких опорах и соединяют сваркой. Расстояние между опорами обычно принимают в пределах 15-18 м.
Одной из первых линий трубопроводного пневмоконтейнерного транспорта в нашей стране была двухкилометровая линия для подачи щебня в районе пос. Шулавери. Опыт эксплуатации этой линии подтвердил ее высокие эксплуатационные и технико-экономические показатели.
В проекте Рогунской ГЭС для подачи гравийно-галечных грунтов из карьеров на карты отсыпки плотины рассмотрен вариант пневмоконтейнерного транспорта. Протяженность трассы определена в 6,8 км. Необходимая производительность в 2 тыс. м3/ч грунтов обеспечивалась двухтрубной линией с диаметром трубопроводов 1200 мм. Подвижной состав линии принят в виде контейнерных поездов, каждый из которых формируется из трех контейнеров. Вместимость контейнера 7,3 м3. Число одновременно работающих поездов 16, скорость движения 11 м/с, расход воздуха 8000 м3/мин.
Технико-экономические расчеты вариантов пневмоконтейнерного трубопроводного и автомобильного транспорта для подачи грунтов в тело плотины показывают, что в первом объем капитальных вложений составляет 31 млн. руб.
Во втором - около 38 млн. руб, эксплуатационные затраты составляют соответственно 39 и 85 млн. руб., удельные затраты 2,03 и 3,35 руб. на 1 м3 доставки грунта.
Трубопроводный пневмоконтейнерный транспорт относится к новому перспективному виду технологического транспорта и уже сегодня рассматривается как конкурентоспособный при подаче больших объемов массовых грузов по сравнению с другими видами технологического транспорта.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Конвейерный транспорт | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Конвейерные поезда | |
<< Содержание >> |