Опыты на прямой сдвиг по трещинам
Так, опыты на прямой сдвиг по трещинам в образцах кварцевого диорита, имевшим площадь поперечного сечения от 200 до 5000 см2, показали уменьшение пиковой сдвиговой прочности от малых к большим образцам примерно на 40 %, главным образом в результате снижения сцепления.
Выветривание изменяет строение и вещественный состав пород и в силу этого оказывает влияние на их прочность. С увеличением выветривания изменяются как сцепление, так и угол внутреннего трения.
Прочность скального грунта на сдвиг обычно определяется сдвигом целиков или штампов по традиционной схеме. Однако, как показывает опыт, практически невозможно создать условия прямого безмоментного сдвига, и поэтому получаемые в экспериментах результаты существенно зависят от схемы приложения нагрузок и возникающего эксцентриситета сдвигающей силы.
Установлено, что разрушение основания целика «при сдвиге» при невысоких нормальных напряжениях происходит не от напряжений сдвига, а от растягивающих напряжений.
Многочисленные исследования, проведенные в лаборатории механики скальных пород института «Гидропроект», показали, что образование трещин отрыва под нагруженной гранью штампа и исчерпание несущей способности на сжатие под низовой гранью не происходят одновременно, а имеет место определенная последовательность развития процесса разрушения.
Любое разрушение материала сопровождается расширением. Если материал не имеет возможности объемного расширения, то он не может разрушаться и при очень высоких нагрузках изменяет свои свойства, переставая существовать в первоначальном виде. Поэтому анализ деформаций, а также выявление взаимосвязи между деформациями и нагрузками при разрушении имеют весьма важное значение для выявления закономерностей и оценки параметров разрушения.
Анализируя расширение зоны сдвига в зернистых песчаных материалах, предложили для описания максимальной прочности на сдвиг использовать зависимость.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Зацепление и трение поверхностей грунта | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Прочность на сжатие стенки трещины | |
<< Содержание >> |