Повышение морозостойкости бетона градирен
Имеется большое сходство в характере воздействия среды на бетон в объектах промышленной гидротехники, а также в речных и морских гидросооружениях. Это прежде всего касается многократного замораживания и оттаивания как главной причины разрушения бетона надземных частей. Вместе с тем надо учитывать, что в некоторых промышленных постройках условия для бетона являются более тяжелыми, чем в обычных гидротехнических сооружениях.
К такого рода объектам относятся градирни; здесь многократное замораживание воздействует на тонкие конструкции с большим модулем поверхности.
Тяжелые условия службы бетона в железобетонных элементах градирен заставляют предъявлять повышенные требования как к качеству исходных материалов, так и к самому бетону. Поэтому вопросы повышения морозостойкости бетона рассматриваются отдельно для градирен и для гидротехнических сооружений.
Вопрос повышения долговечности железобетонных градирен является комплексным и его успешное решение зависит не только от качества бетона.
При разработке новых и совершенствовании имеющихся конструкций градирен необходимо увязывать конструктивное решение, методы строительства и эксплуатации с условиями работы бетона, имея целью повышение его долговечности. Достоинства и недостатки конструкции нельзя оценивать в отрыве от условий работы бетона. Следует не только использовать морозостойкие бетоны, но и применять конструктивные решения, а также методы эксплуатации, облегчающие условия работы бетона в сооружении.
Следовательно, для увеличения срока службы железобетонных градирен необходимо выполнение ряда основных требований к конструкциям при проектировании, а также к применяемым материалам, качеству бетона и технологии производства работ.
При проектировании градирен нужно учитывать условия эксплуатации: расчетную зимнюю температуру наружного воздуха, а также степень агрессивности оборотной воды и технологический режим эксплуатации (гидравлические нагрузки, возможные перерывы в работе в зависимости от характера производства и др.).
Ригели и балки
С целью повышения долговечности градирен целесообразно иметь минимальное количество стыков сборных элементов, причем для сопряжения сборных элементов не следует применять открытых стальных закладных деталей. В ряде случаев будет полезна гидроизоляционная защита элементов конструкций (колонн, ригелей, балок) нижнего яруса градирен.
Ригели и балки надо опирать непосредственно на колонны, не допуская висячих сопряжений. На ребрах сборных элементов вентиляторных градирен следует делать фаски с размером сторон 20 мм.
Важное значение имеет толщина защитного слоя для рабочей арматуры, которая должна быть не менее 30 мм.
Следует всегда применять приспособления для фиксации положения арматуры с целью получения проектной толщины защитного слоя бетона при изготовлении конструкций.
Требования к бетону градирен принимаются с учетом деления градирни на зоны и величины расчетной отрицательной температуры наружного воздуха, которая определяется как средняя температура наиболее холодной пятидневки.
В зависимости от величины отрицательной температуры наружного воздуха территория РФ условно разделяется на три района:
С учетом характера воздействия внешней среды на бетон как башенные, так и вентиляторные градирни подразделяются на две зоны:
первая зона - надземная часть градирен и водосборный бассейн, за исключением днища и фундаментов; в этой зоне бетон работает в наиболее тяжелых условиях, подвергаясь многократному замораживанию;
вторая зона - днище водосборного бассейна и фундаменты; здесь бетон подвергается фильтрующему действию воды той или иной степени агрессивности.
Бетоны первой и второй зоны должны быть достаточно плотными, и это требование определяет общий подход к ограничению величины В/Ц. Однако при выборе цемента необходимо учитывать, что более морозостойким должен быть бетон первой зоны, и это обстоятельство определяет различный подход к выбору вида вяжущего для бетона той или иной зоны.
Расход цемента должен быть, как правило, не более 450 кг/м3, во избежание большой усадки бетона. Для уменьшения В/Ц и повышения морозостойкости без перерасхода цемента следует применять органические гидрофобизующие и пластифицирующие, а также кремнеорганические добавки.
Для бетона первой зоны градирни предпочтительнее применять портландцемента с умеренным содержанием трехкальциевого алюмината (до 5-6%) и с 45-55% трехкальциевого силиката. Из цементов, выпускаемых нашей промышленностью, ближе всего к этой рекомендации подходит сульфатостойкий портландцемент. Количество активных минеральных добавок может достигать 8% веса цемента; причем нормальная густота цементного теста не должна превышать 26%.
Для бетона второй зоны наряду с портландцементом можно применять шлакопортландцемент и пуццолановый портландцемент.
Для замоноличивания стыков рекомендуется сульфатостойкий портландцемент марки не ниже 400. Гипсоглиноземистые расширяющиеся цементы могут быть использованы только после испытания на морозостойкость.
При омоноличивании стыков с целью повышения сцепления свежеуложенного бетона или раствора с бетоном сборных элементов рекомендуется обмазывать поверхность сопрягаемых элементов эпоксидной смолой.
<< ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА Рекомендации по повышению морозостойкости бетона в железобетонных конструкциях | СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА >> Требования к заполнителю бетонной смеси | |
<< Содержание >> |