С первых дней 2019 года страна начала переходить к новой системе обращения с мусором. Как россияне пережили первый месяц реформирования «мусорной» отрасли, рассказал эксперт рынка ЖКХ, руководитель инвестиционной компании АО «ДомКом Инвест» Александр Костюков.
Начало работы реформы
Новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами отразились на жизни россиян в 69 регионах страны. Реформа была вызвана неудовлетворительной экологической ситуацией с утилизацией бытового мусора, его избыточным накоплением на существующих мусорных полигонах и другими проблемами. Вводя реформу, россиянам пообещали своевременную и качественную услугу по вывозу бытового мусора, ликвидацию несанкционированных свалок, новую систему ответственности для нарушителей и даже — новую отрасль по переработке твердых коммунальных отходов.
Однако, оказалось, что первый месяц реформы не везде прошел одинаково удачно. В первую возникают вопросы у жителей многоквартирных домов в крупных городах. После новогодней ночи мусорные контейнеры оказались переполненными, а у кого-то они вообще исчезли. Первые впечатления о реформе выясним у эксперта рынка ЖКХ Александра Костюкова. По мнению эксперта, большинство потребителей не проинформированы о реформе.
Новая метла
Региональные операторы, которые с началом реформы стали отвечать за вывоз отходов и их утилизацию, — это, в основном, новые игроки на рынке. Мусоровывозящие компании стали подрядчиками региональных «мусорных» операторов.
Комментируя ситуацию первого месяца 2019 года, Александр Костюков допускает, что регионы России сегодня можно разделить на две основных категории: в которых «мусорные» операторы смогли договориться о сотрудничестве со старыми мусоровывозящими компаниями и в которых не смогли.
Анализируя открытые источники, читаем новости, что в Самарской области, например, — часть мусоровывозящих компаний получила от нового регионального оператора не совсем рыночное предложение о подряде, предпочли ликвидироваться, а мусорные контейнеры, которые ранее стояли во дворах жилых домов, исчезли. В Красноярске во дворах домов левобережной части города после празднования Нового года мусор не вывозили несколько дней, а «мусорный» оператор оправдался тем, что ему не знаком фронт работ. В Волгоградской области из-за завалов мусора вообще призывали ввести режим чрезвычайной ситуации. В Калининграде оператор, приступивший к работе еще в декабре 2018 года, выставил квитанции по устаревшей базе данных потребителей. А в Оренбуржье срочно закупили 10 тысяч новых контейнеров для сбора мусора, но и этого количества не хватило для наведения порядка.
Старая услуга в новой форме
Особенностью «мусорной» реформы стало отнесение услуги по вывозу мусора к коммунальным услугам. Ранее она относилась к жилищным услугам, и выполнялась жилищной управляющей организацией за счет платежей населения по строке в квитанции «Содержание жилья».
С началом реформы ставка платы за вывоз и утилизацию мусора ушла из платы за содержание и ремонт жилья. Вместо нее появилась новая коммунальная услуга — «обращение с твердыми коммунальными отходами». Управляющие организации перестали отвечать за эту услугу.
— Перевод услуги по вывозу бытовых отходов в категорию «коммунальной услуги» нужен был для обоснования изъятия этой услуги у управляющих организаций для передачи «мусорным операторам», — комментирует Александр Костюков.
Везде по-разному метут
По словам руководителя инвестиционной компании в сфере ЖКХ А. Костюкова, в России достаточно много регионов, где перебоев с вывозом мусора в новом году зафиксировано не было. Это Хакассия, Ульяновская, Новосибирская области и другие регионы. Там власти заранее провели детальную подготовительную работу с перевозчиками, благодаря чему удалось избежать проблем. Сказалось и то, что 16 регионов России начали «мусорную» реформу еще в 2018 году, к новогодним катаклизмам там уже было все «отрепетировано». В городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — «мусорная» реформа отложена до начала 2022 года, уточняет Костюков.
С 1 января 2019 года субъекты РФ должны были начать работать с бытовыми отходами по новым правилам, но не все из них успели выстроить нужную систему: отобрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установить экономически обоснованные тарифы, объяснить изменения населению. По этой причине в конце 2018 года Госдума предоставила таким регионам отсрочку до 2020 года. Среди них, например, Омская область. Такие регионы, как Владимирская и Курганская области, Забайкальский край решили воспользоваться отсрочкой. Поэтому в этих регионах начало реформы тоже отложено.
В Астраханской и Ивановской областях и в Краснодарском крае, например, региональные операторы заработали одними из первых в стране и первыми испытали на себе новые правила.
Договорной бум
С появлением в каждом регионе «мусорного» оператора появилась задача заключения договора на обращение с твердыми коммунальными отходами. Многие эксперты до сих пор спорят, должны ли ТСЖ или управляющие компании заключать с региональным оператором договор. Региональные министерства ЖКХ посвятили этой теме в январе немало пресс-конференций и провели разъяснительную работу. Вот основные тезисы.
По Жилищному кодексу, — объясняет Александр Костюков, — исполнителем коммунальной услуги до сих пор остается управляющая организация. Эта норма закона не отменена, она действующая. В то же время действуют нормы закона о «прямом» договоре между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. Обращение с твердыми коммунальными отходами подпадает под их действие, и получается, что за действия регионального оператора перед жителями многоквартирных домов по-прежнему отвечает управляющая организация, хотя по факту она теперь мусор не вывозит и это теперь зона ответственности «мусорного» оператора.
Такое положение дел эксперт объяснил особым «правозащитным» статусом жилищной управляющей организации, которая обязана защищать потребителей коммунальных услуг и отстаивать их интересы перед «ресурсниками».
Эксперт уточнил, что к новым правилам применимы нормы, в которых оговорены правила предоставления коммунальных услуг гражданам, они предусматривают заключение договоров, выраженных не в форме устного или письменного волеизъявления, а в поведенческих актах, которые однозначно подтверждают желание гражданина установить определенные правоотношения.
— Представьте, что между «мусорным» оператором и потребителем ранее отсутствовал договор на оказание услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов. Но первая из сторон услугу предоставила, а вторая ее оплатила, тем самым по умолчанию подтвердив свое желание пользоваться этой услугой, — приводит пример Александр Костюков. В связи с нововведениями, договор с региональным «мусорным» оператором на обращение с твердыми коммунальными отходами должен заключить не только каждый владелец квартиры, но и каждый собственник жилого дома.
— Обеим сторонам договора по вывозу отходов дается возможность перейти на прямые договора, но установлена определенная процедура, — уточняет Александр Костюков. — Заявление на заключение договора «мусорному» оператору должны подать или собственники квартир, или управляющая организация. В этом случае заявление должно быть рассмотрено не позднее 15 дней. Но и сам «мусорный» оператор может направить в адрес собственника или управляющей компании оферту в форме уведомления.
При отсутствии договора между региональным оператором и управляющей организацией договор на оказание услуг считается заключенным между оператором и каждым из собственников помещений в многоквартирном доме, причем, — напрямую.
Цена реформы
Говоря о стоимости, которую потребители теперь будут платить за вывоз мусора, Александр Костюков обратил внимание на изменение методики расчетов. При старой системе стоимость платежа рассчитывалась от площади квартиры. Теперь же плата будет взиматься от количества прописанных в квартире жильцов.
Для примера, Екатеринбург. Там ежемесячную ставку по обращению с твердыми коммунальными отходами утвердили в размере 148,62 рубля с каждого проживающего в квартире человека, включая младенцев. Семье из трех человек, таким образом, нужно платить по 578,43 рублей в месяц за утилизацию своих бытовых отходов. А у тех, у кого есть дача в деревне, — еще по 132,57 руб. в месяц. За год вышеупомянутая семья обязана будет отдать «мусорному» оператору около 7000 рублей.
— Единственная область, в которой не произошло удорожания вывоза мусора, — констатирует Александр Костюков. — это Ульяновская.
Сейчас начало февраля, потребители начали получать первые квитанции, и люди не понимают суммы. Для нормализации эмоционального фона желательно допустить общественных экспертов к публичному обсуждению стоимости «мусорного» тарифа, норм накопления отходов и дать возможность потребителям контролировать качество услуг.
Преодоление трудностей
Заканчивая анализ первых недель 2019 года, эксперт ЖКХ отрасли Александр Костюков признал, что понадобится еще немало времени, пока жители населенных пунктов увидят положительные изменения. Многим людям еще предстоит осознать, что обязанность содержания контейнерной площадки, как общедомового имущества, осталась на собственниках.
— Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами только с момента загрузки мусора в мусоровоз, — уточнил Александр Костюков. Среди трудностей, которые вынуждена преодолевать «мусорная» реформа,- это отсутствие достаточной разъяснительной работы среди населения, нехватка информации о потребителях и состоянии контейнерных площадок.