В настоящее время в мировой практике строительства применяется большое число так называемых геосинтетиков, основную долю которых составляют геотекстили - тканые и нетканые материалы на основе синтетических полимерных волокон, среди которых особое место занимают материалы под маркой Typar® производства фирмы DuPont® (Люксембург).
Typar® представляет собой нетканый материал, изготовленный по уникальной технологии "спан-бонд" из бесконечных полипропиленовых волокон, что обеспечивает его высокие физико-механические свойства (в частности изотропность), а также стойкость к различным химическим соединениям (щелочам, кислотам). Материал не подвержен гниению, воздействию грибков и плесени, прорастанию корней.
Благодаря оптимальному сочетанию своих характеристик геотекстиль Typar®, кроме традиционных применений в дорожных, дренажных и противоэрозионных конструкциях, широко используется при строительстве кровель, фундаментов, дренажей, землеустройстве и т. д. При этом реализуются такие основные функции геотекстилей, как разделение, армирование, фильтрация, дренаж, а также их сочетание.
Разделение и армирование
При строительстве дорог (от пешеходных до железных) и стоянок обычно используют щебень. Но со временем на дороге на слабом основании (глина, торф или переувлажненные грунты) образуются колеи либо щебень вообще "тонет". Геотекстиль Typar® помогает в решении этих проблем, препятствуя перемешиванию щебенчатой засыпки с основанием и сохраняя первоначальную толщину засыпки, что в сочетании со значительным модулем упругости самого геотекстиля Typar® позволяет:
- значительно увеличить несущую способность такой конструкции;
- обеспечить повышенную степень уплотнения на этапе строительства, предотвращая вдавливание щебня в мягкую подоснову;
- cнизить разрушение дорог, вызываемое воздействием мороза. Задержанные мельчайшие частицы (тонкодисперсные включения) действуют, как губка, впитывая воду и расширяясь при замораживании.
Предупредить колееобразование
Результатом применения геотекстиля Typar® в качестве разделительного слоя являются:
- Снижение издержек на укладку (уменьшение использования щебня для достижения такой же несущей способности).
- Снижение времени строительства за счет более быстрой и качественной утрамбовки.
- Снижение стоимости технического обслуживания и увеличении срока работоспособности конструктива.
Типичный график напряжение-деформация в соответствии с тестом EN IS010319 (испытания на разрыв) :
График напряжение-деформация SF
свидетельствует о его высоком начальном модуле
и большом удлинении при разрыве.
Совмещение высокого начального модуля упругости и удлинения (сочетание свойств тканых (силовых) геосинтетиков и иглопробивного геотекстиля) дает возможность материалу поглощать больше энергии по сравнению с другими геотекстилями. Это обеспечивает ему повышенную устойчивость к повреждению во время укладки и выполняет армирующую функцию.
Широкое использование Typar® получил и при устройстве дорожек и площадок из тротуарной плитки. Мягкая (без бетонной стяжки) укладка тротуарной плитки значительно ниже по цене (разница в стоимости бетона и арматуры и работ доходит до 70%), Typar® предотвращает вымывание песка, перемешивание его со щебнем или грунтовым основанием, увеличиваетжесткость конструкции и значительно снижает вероятность просадок. Вы получаете превосходный результат, возможность легкого ремонта и перепланировки при значительно меньших материальных, трудовых и временных затратах.
Фильтрация и дренаж
Для осушения или снижения уровня грунтовых вод, в частности на заболоченных почвах, обычно применяют различные дренажные системы. Традиционный способ - это канава, по которой вода выводится за пределы участка либо в специальные места ее сбора. Такой способ - самый дешевый, но не очень эстетичный, к тому же быстро обваливающиеся края и намытый водой песок быстро снижают, а затем полностью прекращают ток воды. Чтобы края не обваливались, а участок не выглядел, как "поле боя", канаву рекомендуется заполнить щебнем или керамзитом. Такая система более эффективна, но со временем проницаемость засыпки значительно снижается за счет заиливания мелкими частицами. Геотекстиль Typar®, если им выложить полностью канаву и внахлест уложить на засыпку, фильтрует тонкодисперсный поток, и площадь фильтрации дрены, а также ее водопроницаемость сохраняются в течении гораздо большего времени. Для выполнения дренажей также часто используют дренажные перфорированные трубы, в последнее время их часто используют уже с геотекстилем, обернутым вокруг трубы, что предотвращает засорение самой трубы и отверстий в ней. Typar® для этих целей идеально подходит благодаря высоким фильтрующим способностям материала и тому, что он не заиливается. При применении данной технологии возможен отказ от использования дренажной трубы, только щебень крупных фракций и Typar®, это так называемая технология мягкого дренажа.
Typar® создает естественный почвенный фильтр. Вода, проходя из почвы в дренаж через Typar®, вымывает мелкие частицы, после вымывания мелких частиц соединительная структура крупных частиц прилегает к геотекстилю и образуется естественный фильтр, который последовательно уменьшает вымывание, вплоть до его полного прекращения. Пропускающая способность такой системы определяется водопроницаемостью грунта.
Почему Typar® - лучший выбор ?
- Специфическая структура материала препятствует внедрению частиц грунта в поры и их засорению (МАТЕРИАЛ НЕ ЗАИЛИВАЕТСЯ).
- Преднапряженность материала обеспечивает сопротивление раздиру, проколу и износу, а также значительное удлинение до разрыва (около 60%), что практически исключает повреждение при укладке.
- Высокий модуль упругости позволяет воспринимать нагрузку и распределять ее, следовательно, выполняется армирующая функция при относительно малых деформациях.
- Малоразмерные рулоны Typar® PRO удобны в перевозке, хранении и укладке.
- Легко режется, в отличие от "толстых" материалов.
- Гарантией качества служит широко известная марка производителя DuPont®
Typar® SF производства DuPont® De Nemours Nonwovens (Люксембург) нашел применение на таких объектах, как Московский Кремль, комплекс зданий Большого театра, храм Христа Спасителя, Манежная площадь, военные городки, капитальный ремонт Октябрьской и Московской, Западно-, и Восточно-Сибирских железных дорог, МКАД, Третье Транспортное кольцо, и большом количестве других значимых объектов.